Первая, из задуманной серии «Исследование краш-тестов», «Конечно-элементный анализ», «Расчеты движения» и «Практика экспертных исследований», книга посвящена краш-тестовому методу CRASH3, где жесткость конструкции автомобиля устанавливается из лабораторного эксперимента, а затем используется для расчета затрат энергии на деформацию автомобиля в реальном ДТП.
Экспертный метод CRASH3 позволяет достаточно простыми инженерными расчетами установить затраты кинетической энергии на деформацию автомобилей в ДТП, величину силы удара и величины изменения скоростей автомобилей в результате удара. Кроме того, для широкого ряда случаев ДТП с его помощью можно эффективно противодействовать страховым мошенничествам в области ОСАГО, используя третий закон Ньютона о равенстве действия противодействию, решать вопросы о том, должны или нет были сработать подушки безопасности. Практическое применение этих возможностей CRASH3 многократно показано мной в ряде статей на «Праворубе» и документах, приложенных к ним (доступны для пользователей с тарифом PRO).
Для кого эта книга?
В первую очередь – для участников ДТП и их адвокатов, для кого актуальным вопросом является установить для автомобилей скорость по повреждениям, или, что одно и то же, скорость по деформациям. Наши сограждане должны знать, что повторяемая из раза в раз экспертами-автотехниками мантра о том, что установить затраты кинетической энергии на деформацию автомобилей не представляется возможным из-за отсутствия научно разработанной, апробированной и утвержденной в установленном порядке методики ни на чем не основана. Более того, такие утверждения экспертов достаточно характеризуют явно несоответствующую современным реалиям их профессиональную квалификацию.
Основа этой книги
На сегодняшний день для анализа процесса удара транспортных средств в мировой экспертной практике в основном применяются два независимые друг от друга расчетных метода. Это алгоритм CRASH3 и его модификации, который основан на анализе лабораторных испытаний автомобилей на удар, называемом обычно краш-тестом, и конечно-элементный анализ. В России эти методы имеют легальный характер для их применения в судебной автотехнической экспертизе, так как оба входят, в частности, в состав компьютерной программы моделирования ДТП PC-Crash, рекомендованный научно-методическим советом РФЦСЭ при МЮ РФ решением от 20 марта 2012 г (документы в приложении к статье). При этом оба метода разрабатывались отдельно от программы PC-Crash и ей подобных и успешно могут успешно применяться независимо от этих программ. А «утверждение в установленном порядке» судебно-экспертной методики – это миф из советских времен, ссылка на давно отменные инструкции приказом министра юстиции РФ №52 от 19 февраля 2002 г.
Дополнительно, и специально для адвокатов, необходимо пояснить следующее. Алгоритм CRASH3 был разработан в США в 70-х года прошлого века, и с тех пор многократно апробирован и развит. Эта книга основана на многочисленных научных работах ученых со всего мира, и она не содержит собственные разработки автора. В книге для каждой главы приведен свой список научной и методической литературы, а вот откуда такой список взят, поясняется ниже. Кроме того, в книге приведены примеры расчета фронтального и бокового столкновений в инсценированных ДТП – это те же самые краш-тесты, инсценированные ДТП произведены в лабораторных условиях, на борту лабораторных автомобилей были установлены многочисленные датчики, и производилась скоростная видеосъемка с нескольких камер. Анализ этих ДТП – лучшая проверка для CRASH3, и оснований говорить, что этот метод не проверен, ни у кого не имеется.
Относительно методической и научной литературы кратко напомню содержание моей статьи на Праворубе «Эксперты-автотехники европейского уровня? Они давно среди нас!». В ENFSI (Европейской сети судебно-экспертных учреждений) в качестве членов состоят РФЦСЭ при МЮ РФ, и Северо-Западный РЦСЭ из Санкт-Петербурга, который производит экспертизы в области Traffic accidents, или в области ДТП. Само собой – на высочайшем европейском уровне. В инструкции по этому виду экспертиз «Best Practice Manual for Road Accident Reconstruction», в приложении, содержится как список печатной методической литературы, в том числе российской, так и список сайтов, содержащих такую литературу. Вот оттуда и взято все, что приведено в этой книге.
Где и как купить эту книгу?
Во-первых, на сайте книги. Издательство напечатает книгу «по требованию» и вышлет вам почтой. Но это будет черно-белая печать. Там же можно купить книгу в электронном виде, но «трясти в судах» электронной книгой проблематично.
Во-вторых, в магазинах типа «OZON» она появится примерно после 10 ноября 2017 г., и там ее можно будет заказать уже в цветном виде.
В третьих, возможно, что она появится и в обычных книжных магазинах, но сколько ждать – неизвестно, это зависит от спроса и самих книжных магазинов.
Что дальше?
В следующей книге «Конечно-элементный анализ» будет показано, как можно произвести расчеты затрат энергии на деформацию и деформирующих сил используя недорогое или бесплатное программное обеспечение, имеющееся в интернете. В частности, этот метод расчета эффективен при анализе наездов на пешеходов и небольших локальных деформаций автомобиля, когда для аналогичного применения CRASH3 требуется корректная и трудоемкая дифференциация жесткости конструкции.
Что можно сделать вместе?
Я прошу коллег-праворубцев помочь с рекламой книги среди своих коллег, клиентов, в социальных сетях. Своей экспертной деятельностью за последние два десятка лет мне удалось переломить судебную практику, ввести в нее использование современных экспертных методов. Полагаю, что распространение этой книги ускорит такой процесс.